В апреле отмечается 50-я годовщина с момента создания первого суши-ресторана, оборудованного конвейерной лентой, чьи дешёвые суши сделали их популярным местом для всей семьи – как в Японии, так и за рубежом.
По выходным дням, переполненный «Ganko Kaitenzushi» в Синсайбаси (округ Тюо, Осака) зачастую больше набит иностранными туристами, чем местными жителями. Один из французских туристов сказал, что питание в ресторане недорогое и вкусное и что подавать суши на конвейере это забавная концепция.
Первый суши-ресторан с конвейером, «Mawaru Genrokuzushi», был открыт в Фусэ в 1958 г. Сейчас это Хигаси-Осака, префектура Осака.
Владелец Ёсиаки Сираиси (Yoshiaki Shiraishi) оборудовал прилавок ресторана конвейером после того, как увидел подобное на пивном заводе, разумно полагая, что это может сократить работу официанток. В то время миска лапши рамэн стоила около 40 йен, а четыре суши на тарелке – 50 йен.
Туры «Едем за суши», как их иногда называют, стали известны по всей стране после того, как неподалёку от Осаки в 1970 г. был создан Экспо-парк, в котором в том же году прошла знаменитая всемирная выставка – первая в Японии и в Азии в целом.
Рестораны стали чрезвычайно популярными, поскольку Сираиси мечтал сделать суши – которые считались, в общем-то, роскошной пищей – доступными для простых людей.
Сейчас по всей стране работает около 4000 ресторанов с конвейерами, включая 305 ресторанов лидера в этой области «Kappa Create Co.». Внутренние продажи отрасли в целом составляют около 500 млрд. йен ежегодно.
Успех во многом обязан импортируемой рыбе, которая обычно гораздо дешевле, чем пойманная внутри страны. Одной из таких рыб является атлантический лосось, который используется только для жарки или маринования. Ярко-розовое жирное мясо сделали его особенно популярным у женщин. Другие импортируемые продукты включают в себя осьминогов из Марокко, креветок из Юго-Восточной Азии и морских ежей из Южной Америки.
Вместе с тем отрасль в настоящее время переживает поворотный момент, т.к. потребители становятся всё более и более сознательными в вопросах продовольственной безопасности. Сообщения в еженедельных журналах и других СМИ приблизительно три года назад вызвали обеспокоенность в обществе, когда они предположили, что суши-рестораны с конвейерными лентами используют заменители для продуктов, которые не соответствуют указанным в меню продуктам для каждого блюда.
Крупный владелец ресторанов, «Kura Corp.», которая владеет сетью ресторанов «Muten Kurazushi», в 2005 г. опубликовала на своём сайте список используемой в ресторанах корпорации рыбы и её происхождение, чтобы доказать, что продукты питания подлинные. Маркировка суши с указанием, где была поймана рыба, оказалась популярной и её приняли на вооружение другие рестораны.
В столичном регионе и регионе Кансай некоторые конвейерные суши-рестораны стали рекламировать суши для гурманов, конкурируя с крупными сетями, торгующими недорогими продуктами.
Сеть «Nigiri Chojiro» в регионе Кансай, которой управляет «Foodsnet Corp.», попробовала привлечь клиентов деликатесами, продавая тунца за 690 йен и скумбрию за 860 йен, которые готовились сразу после того, как рыбу на глазах у клиента вылавливали из садка.