Несмотря на путешествие в Париж, художник периода Сёва Таканори Киносита получил незначительное влияние.
[Таканори Киносита в "Женщина в красном платье" (без даты) Художественный музей Иокогамы. ]
История современного японского искусства имеет свою иерархическую структуру. Как и на Западе, на вершине оказалась история авангарда. Это рассказ о художниках, идущих по яркой дороге, едущих в путешествие по чужим местам, обычно в Париж, и приносящих домой радикальные иностранные стили в своем багаже.
Другой важной сюжетной линией является непринятие притока зарубежных стилей путем создания самостоятельного, сознательно японского искусства, называемого нихонга (живопись в японском стиле). Третий взгляд – это неуловимый путь этих двух движений, взаимодействующих друг с другом. Все, что оказывается за этими тремя основными линиями, такие, как работы художника из Иокогамы, Таканори Киносита, в данный момент выставленные в музее изобразительного искусства Иокогамы, имеют тенденцию оказываться в стороне.
“Вы – первая газета, освещающая эту выставку”, - сказал немного удивленный руководитель выставки, Томо Касиваги.
Реакция понятна, поскольку стиль Киносита обыкновенный, или, если можно так выразиться, прозаичный. Художник родился в 1894 году в состоятельной семье, изучал живопись в Париже в 1920х гг., где ему удалось избежать наиболее авангардного влияния Эколь де Пари, такого как дадаизм, сюрреализм, футуризим и кубизм. Взамен этого он вернулся со светлым, воздушным, вернее, взрывным реалистичным стилем, что было идеальным для состряпывания мгновенных портретов звезд и светского общества и произведения большого количества обложек журналов. (Выставка представляет собой серию иллюстраций, которые Киносита сделал для журнала «Shukan Asahi» между 1961 и 1962 гг.).
[Таканори Киносита в "Женщина в комнате" (1954) Музей художественного искусства Иокогамы. ]
Насчитывая 188 работ, выставка включает несколько полотен художников, сравниваемых с Киноситой в его ранний период, в т.ч. Юдзо Саэки, Кацудзо Сатоми и Дзэнтаро Кодзима, художников более открытых для авангардных стилей эпохи, чем художественно непредприимчивый Киносита. Но несмотря на его консерватизм (или по причине этого консерватизма) для западного зрителя есть что-то сверхъестественное и сюрреалистичное в работах Киноситы.
Такие работы, как “Женщина в красном” (без даты) и “Женщина в комнате” (1954), которые показывают состоятельных, поствоенных и прозападных японских женщин в элегантных интерьерах, имеют странное обаяние, которое невозможно объяснить. Что тревожит, т.к. кроме сюжета, там почти нет никаких следов “японскости” - никаких татами, нет кимоно, нет даже хотя бы одного кандзи, начертанного на занавесе алькова или на обложке журнала.