Оскароносный аниматор Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki) в субботу наконец-то выпустил свою последнюю работу, над которой трудился последние четыре года.
Миядзаки забросил компьютерную графику и снова взялся за карандаш, рассказывая историю Понё и моря («Понё на утёсе», «Gake no Ue no Ponyo»), которая наконец-то вышла на экраны Японии после нескольких недель подогревания интереса к ней со стороны СМИ.
Создавая новую историю, Миядзаки вдохновился сказкой Ганса Христиана Андерсена «Русалочка», поэтому героиней нового мультфильма стала крошечная рыбка Понё, которая убежала из своего дома на медузе. Она встречается с 5-летним мальчиком Сосукэ, который обещает защищать её, но Понё забирает море. Отчаянно желая стать человеком и жить вместе с Сосукэ, Понё вновь устремляется на сушу при помощи своей сестры.
Миядзаки является одним из крупнейших режиссёров Азии, его последняя – точнее, уже предпоследняя – работа «Шагающий замок» («Howl’s Moving Castle») в 2004 г. установила новый кассовый рекорд у себя на родине, после чего с триумфом прошла по экранам азиатских и западных стран.
Миядзаки, который использовал компьютерную графику, начиная с «Принцессы Мононокэ» (1997), решил отказаться от хай-тек достижений в своём последнем фильме.
«Наш опыт говорит нам, что созданное машинами не особо впечатляет людей, поэтому мы решили вернуться к карандашам. В этом наша сила», - заявил он в недавнем интервью NHK.
В новом мультфильме для оживления персонажей и объектов используется 170000 нарисованных вручную изображений – рекордное количество для студии Миядзаки. По данным «Studio Ghibli», выпустившей новый мультфильм, над этими кадрами 70 сотрудников трудились полтора года. В работе также используется множество других, отрисованных преимущественно вручную, фонов, которые создают слегка тревожную атмосферу.
«Все вещи в мире движутся. Я стал аниматором, чтобы заставить всё в мире двигаться. [В новом мультфильме] движутся не только человеческие персонажи», - говорит Миядзаки.
«Не только трава может колыхаться, земля также может двигаться. Я думаю, что тонкие колебания вдохнут жизнь в нашу продукцию», - говорит он. – «Мир – живой, маленькие дети знают это».
Но Миядзаки, который говорит, что хочет создать видимый и осязаемый мир для детей, сожалеет о том, что дети теряют свою способность видеть мир, когда вырастают. Режиссёр сказал, что он работает над «созданием мира для пятилетних, которые понимают [мир]».
«Пятилетние дети не думают над причиной, скорее они понимают истинный характер мира инстинктивно», - говорит режиссёр. В сообщении, опубликованном на сайте «Ghibli», Миядзаки говорит, что в его новом фильме «море анимировано не как фон, а как один из главных героев».
Мультфильм знаменует собой возвращение фирмы в мир анимации, хотя Миядзаки ранее неоднократно говорил, что хочет выйти на пенсию.
Выход в 2004 г. «Шагающего замка» был встречен предположениями, что это будет последняя работа Миядзаки, поставив таким образом вопрос о прибыльности индустрии анимации. Предпоследний фильм Миядзаки, «Унесённые призраками» («Spirited Away»), завоевал награду Киноакадемии, став первым полнометражным японским мультфильмом, получившим Оскара за последние 50 лет. Миядзаки также получил Золотого льва на Международном кинофестивале в Венеции в 2005 г. за вклад в киноискусство.