Учащиеся первого года обучения японских старших школ показали ещё более низкий уровень знаний не только в общенаучной грамотности, но и в чтении, и в математике – сообщает Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD, ОЭСР).
Согласно отчёту, выпущенному на прошлой неделе японские школьники переместились со 2-го на 6-е место в рейтинге в области науки, который был составлен после исследования около 400 тысяч 15-летних учащихся в 57 странах мира. Подробные результаты исследования 2006 года показывают, что показатели японских школьников по чтению упали с 14-й позиции на 15-ю, а по математике – с 6-й на 10-ю.
Почти аналогичное снижение в рейтинге знаний, который был составлен в той же возрастной категории учащихся 41-й страны в 2003 году, уже натолкнуло на тревожные мысли всех японцев и послужило спусковым механизмов для Токио, который решил изменить «расслабляющий и лёгкий учебный план» образовательной политики и полностью реформировать систему образования.
Министерство образования, культуры, спорта, науки и техники признало, что математическая грамотность японских школьников снижалась и дальше, отмечая, впрочем, что общий уровень образования не хуже, чем у других стран, в частности, научные знания и навыки чтения остались почти на том же уровне.
Что же касается математики, то тут министерство будет анализировать результаты и пытаться сделать больший акцент на навыках чтения и общих знаниях, а к 2011 году, возможно, пересмотрит основополагающие принципы составления учебного плана.
В программе международной оценки учащихся ОЭСР приняло участие около 6 тыс. школьников по всей Японии. Тесты призваны выявить, насколько учащиеся приобрели навыки и знания, необходимые во взрослой жизни, а средний балл тестов по странам равняется пятиста.
За научную грамотность Япония получила 531 балл (ниже предыдущего значения на 17 пунктов), за математику – 523 (ниже на 11 пунктов) и осталась «при своих» в области чтения – 498 баллов. В области научной грамотности первое место досталось Финляндии (563 балла), в чтении – Северной Корее (556 баллов), и в области математики первое место занял Тайвань (549). Гонконг и Южная Корея заняли третье место по математике (547 баллов), что символизирует собой рост знаний азиатских школьников в этой области.
Среди японских учащихся сократился разрыв между получившими самые высокие и, наоборот, самые низкие баллы, что указывает на рост общего уровня образования. Хироси Накадзима (Hiroshi Nakajima), заслуженный профессор Университета Васэда и эксперт по международному образованию, говорит, что важно подтянуть отстающих учащихся, поэтому он выступает против ужесточения «расслабляющего учебного плана».