Хироко Ёсикава, 28-летняя офисная служащая, стала погружаться в религию приблизительно год назад. Все началось с небольшой заметки, которая попалась ей на глаза в Интернете, на сайте, посвященном современному танцу.
«Там говорилось о вводном уроке в йогу и о современном танце за 2 тыс. йен. Преподаватель также был и духовным наставником», - говорит она.
Позже Ёсикава записалась на эти уроки танцев, но, в конечном счете, тратила большую часть своего времени на «духовно-восстанавливающие» сеансы.
«Я посещала гадалок и прежде, но этот парень (т.е. преподаватель) был похож на настоящего специалиста. Одного его разговора был достаточно, чтобы успокоить мой дух, и все неприятности, связанные с моей работой и частной жизнью, меня покидали».
Другой вещью, которая ушла вслед за неприятностями, были деньги Ёсикавы - порядка 1,5 млн. йен. Когда танцор-гуру не проводил уроки просвещения (4 тыс. йен за сеанс), он торговал такими пустяками как «святая вода» (6 тыс. йен за пузырек).
Ёсикава – одна из множества людей, которые были вовлечены в то, что «Spa!» называет «духовным бизнесом».
Число таких людей постоянно растет последние несколько лет. Так, в 2002 г. Национальный Центр по делам потребителей Японии обработал 1839 жалоб, которые подпадали под нарушение закона, регулирующего духовные действия. В прошлом году их число увеличилось до 2980. А потерянная людьми сумма денег удвоилась за тот же самый период более чем в 2 раза и составила приблизительно млрд. йен.
Безусловно, мистика не была нова послевоенной Японии, в которой имелось масса гадалок и новых религий, но всё же вышеописанная тенденция отлична от всех духовных практик и привязана к популярным направлениям современной культуры. Среди них: йога, здоровое питание, музыка, диета и даже английский. Что касается последнего направления, журнал утверждает, что удивительно большое количество «духовных наставников» в Японии - иностранцы, которые часто открывают школы для прикрытия их духовной деятельности.
Проблема не со спиритизмом по существу, а с наличием чрезмерного количества самозваных гуру - мошенников, которые не “более духовны” чем, например, следующий человек.
«Я занимался гаданием, но приблизительно два или три года назад поместил слово «духовный» в мою вывеску», - говорит один мужчина, реальное имя которого не упоминается. – «Бизнес был хорош».
Как указывает Масаки Кито (Masaki Kito) – адвокат, специализирующийся на культовых религиях, фальшивые гуру очень терпеливы, их мошенничества рассчитаны на длительные периоды времени.
Тацуя Юмияма (Tatsuya Yumiyama), ученый в области религиозных исследований в Университете Тайсё, полагает, что мошенники охотятся на людей уязвимых: наивных и одиноких, тех, кто чувствует ощущение отчуждения.
«Многие из клиентов не имели никакого религиозного опыта и ищут простую форму мистики. Я думаю, что в этом есть опасность», – говорит Юмияма.