Способности эрудита Масуо Икеды (Masuo Ikeda) в искусствах - от создания гравюр до писательства и искусства керамики - отражены в его разнообразных описаниях женского эротизма. В работах Икеды вызывающе изложены его версии Венеры, девственниц, невест, представителей рода и роковых женщин, Мадонны Благовещения и Ян Гуйфэй, известной китайской красавицы, принудившей императора династии Тан Сюаньцзуна пренебречь делами своего государства.
[Масуо Икеда «Весна и Возрождение» (1966), Национальный музей современного искусства, Киото]
Все это выложено на обозрение на выставке «Гравюры Масуо Икеды: новые поступления - коллекция M&Y» в Национальном музее современного искусства в Киото, который до 24 декабря будет показывать около 350 из его 800 работ, завещанных музею партнером Икеды, Ёко Сато.
Завуалированная порнография была основой творческого наследия Икеды, в том числе его литературных трудов, благодаря которым в 1977 году он получил ценную в Японии премию Акутагавы за роман «Предложение в Эгейском море». В 1979 он пошел дальше, сняв на основе своего романа фильм, в котором в эпизодической роли снялась итальянская порнозвезда Чиччолина, бывшая жена звезды современного искусства Джефа Кунса. Для показа фильма в Японии цензура требовала, чтобы Икеда вырезал из ленты изображения лобковых волос, что, похоже, содействовало его желанию изобразить их на гравюрах. В фильме «Homage du» (1980), лобковые волосы одной из героинь больше походят на разросшуюся листву, озадачивая ее компаньона-мужчину.
Икеда (1934-1997) родился в Фэнтяне, в Маньчжурии, и вернулся в префектуру Нагано с родителями в конце Второй Мировой войны. Он лелеял раннее желание стать художником, и переехал в Токио в 1952 году, где три его попытки поступить в Токийский Университет Искусств и Музыки раз за разом проваливались. Икеда изменил технику своей живописи под влиянием авангардистского художника Ei-Q и его последователей из Демократической Художественной Ассоциации.
Успех гравюр пришел стремительно. В 1957 году Икеда участвовал в первом Токийском Международном Бьеннале Гравюр, а на следующем выиграл награду Министерства культуры. Позже он стал первым японским художником, у которого была собственная выставка в престижном Музее Современного Искусства в Нью-Йорке, а затем в возрасте всего 32-х лет выиграл Международное Гран-при в области гравюры на 33-ем Венецианском фестивале, проходящем раз в два года.
Ранние работы Икеды 1956-66 годов в большой степени выполнены сухой иглой, и это вероятно лучшие работы в его карьере, не считая серии «Фрукты» середины 1970-х, в которой художник соединил гравюры со стихами. Хотя он был, прежде всего, художником-символистом, многие его работы совершенно абстрактны, бедны красками, заполнены шершавыми черными линиями - при этом вызывает удивление, что гравюра сухой иглой являет собой своего рода рисунок. С другой стороны, работы стремятся к карикатуре, как например в увеличенных чертах лиц и фигур в «Птицах и Женщине» (1960).
В течение десяти лет, до 1976 года, Икеда с головой ушел в литографию и технику глубокой печати меццо-тинто. Здесь цвет становится намного более заметной частью гравюр, а ранние работы, выполненные немного нервными штрихами, сменяет усилившаяся преданность реализму. Появляются новые веяния и специфическое желание играть с мотивами сюрреализма. Одна доминирующая художественная тема - облачные синие небеса бельгийца Рене Магритта, а также его картина «Предательство Образов» (1929). Под нарисованной курительной трубкой была подпись «Это не трубка», на которую Икеда ссылается в своей картине «Мисс Маргарет не Магритт» (1970), где эта фраза написана под несколькими фигурами, и что более эксцентрично, под задней частью лошади.
Как это ни странно, в зрелые годы Икеда стал гораздо больше зависеть от других художников - обычно это особенность раннего периода карьеры художников - создавая такие картины, как «Почтение Пикассо» (1982) и «Окно Матисса» (1986). Влияние японских художников выразилось в его «Sotatsu Sanka (Ten)» (1985), которая в каталоге записывается в ромадзи, но не переведена - «sanka» означает «песня восхваления», а «ten» - «небеса». Сотацу был художником периода Эдо (1600-1868) в декоративном стиле римпа, и влияние Пикассо проявляется здесь в форме кубистских коллажей, использовавших в качестве центрального мотива гитары. Хотя эта стилистическая и концептуальная подражаемость интригует, но она неосторожно указывает на то, что резервы творческой креативности Икеды иссякли.
Что больше заслуживает одобрения, Икеда восхваляет главным образом художников, и хотя более ранние гравюры также были поразительно живописными, живописность его работ еще сильнее проявилась в этот заключительный период. Икеда, кажется, вновь подтверждает свою приверженность к раннему стремлению, и в таких гравюрах, как «Сияющее Море» (1986), он воспроизводит в литографиях рисунки в стиле мазков Матисса, как будто окрашенные красками мастеров стиля римпа. Соответственно, эти последние работы скорее дань самым желанным и неосуществленным его амбициям, а не уважаемому художнику-гравировщику, которым он был.
Гравюры Масуо Икеды можно посмотреть в Национальном музее современного искусства в Киото до 24-го декабря. Стоимость билетов 830 йен. Часы работы: 9:30 – 17:00 (кроме понедельника). Больше информации можно получить по телефону (075) 761-9900 или на сайте www.momak.go.jp.